Что такое сертификация салонов красоты? Часть 1

сертификация салонов красотыЛюбой бизнес, всегда и везде, дело непростое. Масса контролирующих и разрешающих органов, налоги, конкуренты… Все это осложняет, а то и тормозит движение к простой и ясной цели – получению прибыли. Косметологический бизнес не исключение. Проблем здесь, пожалуй, даже больше, чем в других клиентоориентированных сферах предпринимательства, поскольку косметологический бизнес в нашей стране еще достаточно молод и переживает стадию становления.

Речь в нашей статье пойдет о добровольной сертификации в косметологическом бизнесе, явлении для нас новом, и, естественно, вызывающем массу вопросов: «Сертификация - что это такое?», «Чем добровольная сертификация отличается от обязательной?» «Зачем они обе нужны?», «Возможны ли вообще стандарты в косметологии?», «Не обернется ли сертификация для руководителей предприятий индустрии красоты лишней головной болью - волокитой, ненужными бумажками и проверками, отнимающими драгоценное время и силы, которые можно было бы потратить с большей пользой?», и многие другие.

Давайте разбираться.

Что такое сертификация?

«Сертификат» в переводе с латыни означает «сделано правильно», или «соответствует определенным требованиям-стандартам».

В сертификации продуктов и услуг участвуют три стороны. Первая сторона – это продавцы, вторая – покупатели (клиенты), третья - орган, который устанавливает соответствие определенным стандартам, то есть производит сертификацию. Это может быть как государственная, так и независимая авторитетная организация. И в современном понимании, сертификация - это деятельность третьей стороны, независимой от изготовителя (продавца) продукции и ее потребителя, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Первые сертификаты существовали еще в Древней Греции, утверждают археологи. Во время раскопок они обнаружили любопытный документ, где были описаны «стандарты» для бронзовых колонн. Великие художники Возрождения тоже выписывали сертификаты - гарантировали покупателям сохранность своих картин в течение 300 лет. Мы видим, что сертификация изначально производилась вовсе не третьей стороной, а самой что ни на есть первой – производителями и продавцами. Со временем ситуация изменилась.

Массовый размах и официальный статус сертификация приобрела только в 20-30-е годы ХХ столетия. В это время системы сертификации официально вводятся во всех ведущих экономических державах. Объясняется этот факт тем, что 20-30-е годы прошедшего столетия – переломный момент в бизнес-активности Западной Европы и США: завершается эпоха массового производства и наступает эпоха массового сбыта. Диктат производителя сменяется диктатом потребителя. Если ранее у потребителя практически не было выбора, и он покупал не то, что хотел, а то, что ему предлагали (как тут не вспомнить время тотального дефицита в СССР!), то в новых условиях предложение наконец-то стало превышать спрос, а производитель, зажатый конкуренцией, стал задумываться о качестве собственной продукции и о том, кто и как может это качество подтвердить.

Так появляются национальные системы сертификации и органы, которые эти процессы координируют. В 1920 году Немецкий институт стандартов (DIN) учредил в Германии знак соответствия продукции стандартам DIN. А в 1926 году понятие «сертификация» официально закрепляется в Англии, где сегодня действует несколько национальных систем сертификации, самая крупная из которых - Британский институт стандартов. Во Франции в 1938 году была создана национальная система сертификации под знаком NF (Французский стандарт). В США, в отличие от Западной Европы, действуют сотни систем сертификации, созданных при различных ассоциациях-изготовителях и частных компаниях. Авторитетными считаются те системы, которые созданы при общепризнанных организациях, таких как Национальная лаборатория страховых компаний, Лаборатория американских предприятий газовой промышленности и др. Для косметологов США такой бесспорно авторитетной системой считается сертификация медицинских технологий FDA.

Сертификация в Российской Федерации, а до этого в СССР, начала развиваться только в конце 70-х годов в связи с развитием экспорта производимой в СССР продукции, которая должна была соответствовать мировым стандартам и быть конкурентоспособной.

В 1993 году Закон РФ «О защите прав потребителей» установил обязательность сертификации безопасности товаров народного потребления. В декабре 2002 года был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», который, отменив действие предыдущих законов «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации», вывел эти понятия на качественно иной уровень. Появление нового закона объясняется просто – перед Россией открылась перспектива вступления во Всемирную торговую организацию, и вместе с этим возникла необходимость соответствия мировым рыночным требованиям-стандартам. В новом законе принцип обязательного соблюдения технических стандартов был законодательно заменен на принцип соблюдения стандартов на добровольной основе. Другими словами, область обязательной сертификации значительно сократилась, а добровольной – расширилась.

Продолжение в следующей публикации...


Оболенская Л.Ю.,
эксперт добровольной системы сертификации ЦОиРБ «Эстетик-Консалтинг»

× Бизнес-проектирование Франчайзинг Рестайлинг Обучение Контакты О центре Реализованные проекты Заметки Наши партнёры Новости
menu
Замечание: Undefined index: schedule в файле /home/ec/web/estetik-consulting.ru/public_html/admin/seo_class.php (строка 65)
Эстетик Консалтинг
Эстетик Консалтинг
Эстетик Консалтинг