Санкт-Петербург (812) 320 99 09

Москва (495) 734 99 77

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности - Часть 1

Сегодня мы хотим осветить один из самых важных вопросов, связанных с деятельностью главного врача медицинской организации - контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

Своим опытом с Эстетик Консалтинг делится врач высшей квалификационной категории, выпускник президентской программы «Менеджмент в здравоохранении», выпускник Wirschaftsakademie Schleswig-Holstein, Kiel - Виктор Григорьевич Ильющенков.

Содержание:
  • Источники информации, используемые при проведении внутреннего контроля качества (далее ВКК) и безопасности медицинской деятельности.
  • Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и проведение ВКК.
  • Перечень внутренних документов, регулирующих деятельность МО при проведение ВКК.
  • Мероприятия, проводимые в рамках ВКК.
  • Типы ВКК.
  • Показатели, оцениваемые при проведении плановых и целевых проверок.
  • Оформление результатов проведения мероприятий внутреннего контроля.

Существуют три формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности - государственный контроль, ведомственный контроль и внутренний контроль.
В контексте деятельности главного врача, сегодня мы поговорим о внутреннем контроле качества медицинской организации (далее МО).

Цель ВКК - обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи и клиническими рекомендациями с соблюдением обязательных требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.

Порядок ВКК:
  • Разработка Положения о подготовке, организации и проведении ВКК;
  • Проверка МО на соответствие всем требованиям и стандартам оказания медицинской помощи, определенным Минздравом РФ.

Источники информации, используемые при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Анализируя работу МО мы рекомендуем использовать следующие источники информации:
  1. Нормативно-правовая документация и внутренние регламенты: приказы главного врача, должностные инструкции, протоколы/алгоритмы, амбулаторные карты.
  2. Персонал, знания и мнение которого можно проверить путем опроса, тестирования.
  3. Пациенты и члены их семей, сопровождающие, которые могут быть опрошены устно (интервью по заранее составленной форме) или письменно (анкетирование).
  4. Прямое наблюдение за процессами медицинской деятельности.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и проведение ВКК

Приступая к изучению вопроса контроля качества и безопасности, давайте установим, какими нормативными документами он регламентируется.
  1. Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 785н «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности»;
  2. Статья 87 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  3. Статья 90 от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Перечень внутренних документов, регулирующих деятельность МО при проведение ВКК

Ниже мы приводим перечень обязательных внутренних документов, регулирующих деятельность МО, которые должны быть в каждой МО. Если в вашем Учреждении какие-либо из этих документов отсутствуют, вам необходимо их разработать самостоятельно.
  1. Приказ и положение о системе внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в МО (составляется на основании приказа МЗ РФ от 31 июля 2020 г. № 785н).
  2. Приказ и положение о врачебной комиссии МО (на основании приказа МЗ СР РФ от 05.05.12 г. №502н).
  3. Приказ и положение о критериях оценки качества медицинской помощи (на основании приказа МЗ РФ от 10 мая 2017 г. № 203н).

Практические рекомендации по разработке положения о ВКК

При составлении Положения об Организации и проведении ВКК мы предлагаем взять за основу Приказ РФ от 31 июля 2020 г. № 785н, убрать из него все, что не имеет отношения к деятельности вашей организации (например стационарную помощь), а оставшийся материал распределить по основным направлениям: цели, задачи, порядок и т.д.

В качестве примера Положения о ВКК, вы можете ознакомиться с собственной разработкой Виктора Григорьевича, которую он использует в своих клиниках. Ниже выдержка из его положения:

"Задачи организации и проведения внутреннего контроля
  • совершенствование подходов к осуществлению медицинской деятельности для предупреждения, выявления и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, и минимизации последствий их наступления;
  • обеспечение и оценка соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении медицинской деятельности;
  • обеспечение и оценка применения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
  • обеспечение и оценка соблюдения медицинскими работниками и руководителями Учреждения ограничений, налагаемых на указанных лиц при осуществлении ими профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • обеспечение и оценка соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи, а также рассмотрение причин возникновения несоответствия качества оказываемой медицинской помощи указанным критериям; выполнение медицинскими работниками должностных инструкций в части обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности;
  • принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи, выявленных в рамках контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; принятие управленческих решений по совершенствованию подходов к осуществлению медицинской деятельности;
  • предупреждение нарушений при оказании медицинской помощи, являющихся результатом:
    1) несоответствия оказанной медицинской помощи состоянию здоровья пациента с учетом степени поражения органов и (или) систем организма либо нарушений их функций, обусловленной заболеванием или состоянием либо их осложнением;
    2) невыполнения, несвоевременного или ненадлежащего выполнения необходимых пациенту профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций;
    3) несоблюдения сроков ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, включая сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований и консультаций врачей-специалистов."

Мероприятия, проводимые в рамках ВКК

Существует ошибочное мнение, что стандарты медицинской помощи - прерогатива государственных медицинских учреждений. Это не так. Ни одна МО не имеет права вести свою деятельность, пренебрегая стандартами медицинской помощи, определенными Минздравом РФ.

Принимая во внимание этот факт, стоит уделить особое внимание мероприятиям, проводимым в рамках ВКК:
  • Регулярное проведение плановых и целевых (внеплановых) проверок для оценки качества и безопасности медицинской деятельности МО и ее структурных подразделений;
  • Предотвращение нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности - обстоятельств, создающих угрозу причинения или повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан и (или) медицинских работников, а также приведших к удлинению сроков оказания медицинской помощи;
  • Отслеживание сроков годности (эксплуатации)/наличия лекарственных препаратов и медицинских изделий;
  • Анализ информации о побочных действиях, нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях, индивидуальной непереносимости, об отсутствии эффективности при применении лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов, сообщаемой медицинской организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Продолжение статьи читайте здесь
× Бизнес-проектирование Франчайзинг Рестайлинг Обучение Контакты О центре Реализованные проекты Заметки Наши партнёры Новости
menu
Замечание: Undefined index: schedule в файле /home/ec/web/estetik-consulting.ru/public_html/admin/seo_class.php (строка 65)
Эстетик Консалтинг
Эстетик Консалтинг
Эстетик Консалтинг