Начни красивый бизнес правильно: основы медицинского законодательства

Существование предприятия индустрии красоты невозможно представить без проверок. Проверки становятся плановыми, системными - есть четкие графики, а также критерии оценки. И готовиться к проверкам бизнеса также надо системно и поэтапно (с момента зарождения идеи о создании бизнеса).

Для организации бизнеса в индустрии красоты необходимо знать и соблюдать правовую и нормативную документацию, установленную законодательством РФ. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением установленных требований влечет наложение административного штрафа на юридических лиц или административное приостановление деятельности, а иногда и уголовную ответственность.

На какие вопросы стоит обратить пристальное внимание
на каждом этапе создания салона красоты или центра косметологии?


Первый этап: обучение директора

Как правило, начинающим владельцам красивого бизнеса, новичкам в этом деле сложно разобраться в законодательных актах и освоить их в полном объеме.

Вопрос №1: Какие нормативно-правовые акты необходимо изучить в первую очередь?

Где искать ответ? Различные тематические обучающие курсы и семинары (как платные, так и бесплатные).


Второй этап: формирование концепции и поиск помещения

С точки зрения законодательства на данном этапе важно правильно сформировать спектр услуг и подобрать соответствующее помещение.

обучение директоров салона красоты

Все услуги в индустрии красоты делятся на медицинские и бытовые. При этом, согласно Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2012 года №291 «О лицензировании медицинской деятельности» косметология входит в перечень услуг, составляющих медицинскую деятельность, а значит, подлежит лицензированию.

Вопрос №1: Что же входит в список косметологических услуг?

Где искать ответ? Если обратиться к Приказу №381н от 18 апреля 2012 г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология», можно определить, что в спектр услуг по косметологии входят:инъекционные методики, мануальные методики по лицу и телу, медицинский массаж лица и тела, лечение волос, аппаратные (физиотерапевтические) методы лечения, лечение болезней ногтей.

! Необходимо помнить, что массаж, маски, пирсинг, перманентный макияж – относятся к косметологии и являются медицинскими услугами!


Вопрос №2: Что относится к бытовым услугам?

Где искать ответ? К бытовым услугам (в соответствии с ОКУН от 01 января 2014 г.), которые могут входить в спектр услуг салона красоты/центра косметологии, относятся: все виды парикмахерских услуг, маникюр и педикюр с покрытием и без, окраска бровей и ресниц, солярий, визаж, а также СПА-уход по телу и гигиенический массаж лица (что не мешает проверяющим органам считать последние две процедуры медицинскими).

Вопрос №3: Какие технические требования предъявляются к помещению?

Где искать ответ?

  • СанПиН 2.1.3.2630-10 – «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
  • СанПиН 2.1.2.2631-10 – «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги».

Третий этап: создание дизайн-проекта и его согласование

Основной задачей на данном этапе является создание грамотного планировочного решения и функционального зонирования с учетом следующих параметров:

  • спектр услуг;
  • необходимое количество рабочих мест;
  • разделение потоков персонала и клиентов;
  • соответствие действующим СанПиН лицензионным требованиям;
  • необходимое количество «рабочих» и «технических» помещений.

Вопрос №1: Какие помещения и кабинеты должны быть в составе предприятия для оказания услуг по косметологии?

обучение директоров салона красоты

Где искать ответ? Согласно Приказу №381н от 18 апреля 2012 г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология» в структуре косметологического центра/блока предусмотрены следующие кабинеты:

  • кабинет врачебного приема,
  • манипуляционный кабине,
  • процедурный кабинет,
  • массажный кабинет.

В каждом из данных кабинетов проводятся манипуляции и процедуры согласно назначению, для каждого прописан стандарт оснащения и даны рекомендации по штатной численности персонала.

СанПиН 2.1.3.2630-10 – «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» – дает разъяснение, каковы должны быть минимальные площади для каждого из перечисленных выше функциональных кабинетов, а также какой список подсобных помещений необходим на предприятии, ведущем медицинскую деятельность.

Вопрос №2: Как грамотно использовать предъявляемые требования при проектировании?

Где искать ответ? Знание действующих СанПиН не всегда достаточно для создания оптимального планировочного решения предприятия индустрии красоты. Необходимо также знать, как сделать эти нормы и правила «жизнеспособными»: как максимально использовать исходную площадь для организации рабочих кабинетов и при этом учесть необходимые подсобные помещения. Опыт специалистов проектирования предприятий индустрии красоты можно получить на обучающих семинарах, в методических материалах


Четвертый этап: ремонт помещения


Даже на этапе проведения ремонтных работ необходимо постоянно помнить о назначении предприятия. При ремонте и отделке предприятия, оказывающего медицинские услуги (косметологические) должны использоваться соответствующие отделочные материалы.

Вопрос №1: Какие требования предъявляются к отделочным материалам?

Где искать ответ?

  • СанПиН 2.1.3.2630-10 – «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Отделочные материалы должны соответствовать
  • СанПиН и иметь установленные документы (сертификаты соответствия и т.д.).

Пятый этап: поиск и отбор персонала для салона красоты/центра косметологии

обучение директоров салона красотыНайти специалиста – сложное дело. Нельзя ни в чем идти на уступки: кандидат должен обладать не только заявленными общими и личностными характеристиками, но и обязательно иметь требуемое профессиональное образование.

Вопрос №1: Каким квалификационным требованиям должен отвечать медицинский персонал в салоне красоты/центре косметологии?

Где искать ответ? Если предприятие получает лицензию на вид деятельности «косметология», то специалист должен обладать сертификатом по «косметологии».


Шестой этап: закупка оборудования

При создании предприятия индустрии красоты большое значение имеет качественный подбор оборудования (оснащение предприятия). Его можно подразделить на следующие группы: косметологическое (медицинское), немедицинское и вспомогательное.

Вопрос №1: Какие документы должны быть у косметологического оборудования?

обучение директоров салона красоты

Где искать ответ? Все оборудование, необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) должно обладать определенными документами: паспорт (инструкция) на русском языке, сертификат соответствия, свидетельство о регистрации в МинЗдравСоцРазвития. Особое внимание необходимо уделить Федеральному закону РФ от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок».


Седьмой этап: подача документов на получение медицинской лицензии


Подача документов на получение медицинской лицензии происходит после окончания ремонта в салоне красоты/центре косметологии, получения документов персонала, покупки оборудования. В период сбора документов для соискания лицензии оказывать медицинские услуги противозаконно.

обучение директоров салона красоты

Вопрос №1: Какой пакет документов необходимо собрать соискателю лицензии?

Где искать ответ? В полной мере данный вопрос раскрыт в Постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

В данном документе перечислены основные группы документов, необходимые для соискания лицензии:

  • копии учредительных документов юридического лица, документы на помещение;
  • копии документов медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг);
  • сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий;
  • сведения о государственной регистрации медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов);
  • копии документов, подтверждающих наличие у персонала соответствующего профессионального образования, сертификатов, стажа работы по специальности.

Восьмой этап: разработка внутренней документации

На данном этапе необходимо разработать не только административную, но и правовую и медицинскую документацию: прайс-лист, должностные инструкции, договор с клиентами, добровольное информированное согласие, медицинские карты и т.д.

Вопрос №1: Какая медицинская документация должна вестись в центре косметологии?

обучение директоров салона красоты

Где искать ответ? Например, Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Письмо Минздравсоцразвития РФ от 04.04.2005 № 734/МЗ-14 «О порядке хранения амбулаторной карты», Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 № 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг».

Здесь стоит обратить внимание, что многие предприятия индустрии красоты, оказывающие медицинские услуги, до сих пор считают ведение первичной документации (медицинских карт и медицинских договоров об оказании услуг) не обязательным. Между тем, первое с чего начинается любая проверка на предприятии – с изучения прайс-листа, медицинской карточки и договора на оказание платных услуг.


Рекомендуем посетить семинары и курсы обучения: