Создание концепции бизнеса: частые ошибки

Салон красоты или медицинский центр - это сложный организм, на жизнедеятельность и жизнеспособность которого влияет масса различных факторов - как внешних, так и внутренних.

Как правило, в основе большинства проблем, возникающих при работе салона красоты, лежит недостаточная компетентность организаторов бизнеса, нехватка специфических знаний и опыта. Но знания можно приобрести, опыт – накопить, ошибки в бизнесе – выявить и устранить как самостоятельно, так и с помощью специалистов. Однако есть такие ошибки, которые невозможно устранить безболезненно, без кардинальных перемен и огромных дополнительных денежных вливаний.


К причинам, не подлежащим исправлению
(или подлежащим, но с большими потерями),
относятся:

1. Внешние причины (появление на рынке крупных игроков, переориентация рынка и т.д.).
2. Внутренние организационные причины - просчеты на этапе бизнес-планирования.

  • неправильно сформированная рабочая концепция (целевая аудитория, тип предприятия и т.д.);
  • ошибки проектирования (неграмотная организация рабочих мест специалистов, неграмотная организация потоков, совмещение рабочих мест и т.д.);
  • отсутствие поэтапного планирования и расчета сопутствующих затрат (часто на ремонт и оснащение уходят все инвестиции, тогда как по остаточному принципу финансируются поиск и обучение персонала, рекламная кампания и т.д.).

К сожалению, внешние угрозы бизнесу могут возникнуть в любой момент его существования и предотвратить их негативное влияние практически невозможно.

концепция салона красотыВнутренние факторы, влияющие на рентабельность бизнеса, могут не только напрямую зависеть от управленческих решений, но и являться результатом ошибок, допущенных на этапе старта предприятия, когда была допущена одна из возможных ошибок при планировании бизнеса.

Можно сказать, что бизнес-планирование – это создание Концепции. Но не просто концепции Вашего салона красоты или медицинского центра, а Концепции бизнеса в целом. Концепция - это генеральный замысел, включающий в себя не только руководящую идею (например, миссию компании) и комплексный взгляд на развитие бизнеса, но также пути решения поставленных задач. Концепция определяет стратегию действий. Все в ней должно быть взаимосвязано и логично. Любое отступление может привести к плачевным результатам.

Как яркий пример - совмещение методик и технологий разного класса в одном салоне красоты. Например, никогда не уживутся вместе дорогостоящая эксклюзивная лазерная методика и рассчитанная на большой поток Клиентов демократичная фито-бочка. Сочетание таких методик и технологий ведет к расколу целевой аудитории, и, как следствие, к неудовлетворенности Клиентов.

Типичные ошибки при создании концепции. Топ-5:

Ошибка № 1. Форма и содержание

Концепция должна быть целостной и логичной: тип предприятия, его месторасположение, ценовая политика, целевая аудитория, дизайн, уровень сервиса - все должно соответствовать друг другу. Наименованию вашего салона красоты или центра косметолоогии надлежит выполнять не только функцию привлечение внимания Клиентов к фирме, но и информативную функцию - формировать некоторые ожидания по поводу типа предприятия и спектра его услуг.
Ошибка: вывеска приглашает Клиентов в фитнес-клуб «Лотос», в основном специализирующемся на предоставлении СПА-услуг, в то время как фитнес там лишь обозначен скудной линейкой тренажеров. Неоправданные ожидания — это всегда потеря клиента.

Ошибка № 2. Дорогая конфета требует соответствующей обертки

Каждая услуга должна преподноситься и оформляться сообразно своей стоимости. Дорогостоящая эксклюзивная методика всегда включает в себя, помимо результата («содержание»), еще и определенный уровень сервиса и дизайна («форма»). Клиенты, в большинстве случаев, ориентируются в первую очередь на внешнее впечатление и лишь затем на результат. Не секрет, что многие готовы переплачивать за бренд, эксклюзивность и другие категории, олицетворяющие статусность.
Ошибка: проведение эксклюзивной процедуры липомассажа (LPG) на складной кушетке или в кабинете, оформленном для тайского массажа. В таком случае сложно воспринимать услугу как медицинскую, а значит - достаточно безопасную и эффективную. Т. е., несоответствие высокой стоимости услуги и формы ее подачи негативно отражается на спросе.

Ошибка № 3. Кому в салоне по пути?

Салон красоты или косметологический центр - это территория постоянного пересечения потоков Клиентов и персонала. Важно, чтобы все здесь было подчинено логике целесообразности. Персоналу СПА-комплекса или косметологического центра следует оставаться невидимым до тех пор, пока Клиент не попадает в кабинет для проведения процедуры; люди в верхней одежде не должны сталкиваться в коридоре с людьми в спортивной форме или халатах, поскольку каждый из них почувствует себя неуютно и т.п. Подходя к созданию дизайн-проекта, владелец будущего салона красоты должен четко представлять образ своей целевой аудитории, обобщенный портрет будущего Клиента. Если предприятие оказывает услуги и женщинам, и мужчинам, то возможные зоны их пересечения должны быть организованы таким образом, чтобы и те и другие чувствовали себя там комфортно (не зря в советское время существовали отдельные залы для мужчин и женщин.

Ошибка. Грамотно развести потоки Клиентов («одетых» и «раздетых», «спортивных» и «расслабляющихся», мужчин и женщин, Клиентов и персонала) - дело сложное, требующее не только специфических знаний, но и большого опыта. В противном случае, на свет появляются такие проекты, где мужчины и женщины попадают в отдельные сауны через общую душевую.

Создавать проект должен не дизайнер, а технолог! Задача дизайнера - сделать красиво и уютно, а технолога - соблюсти цепочку технологических процессов, что и будет залогом успешности и жизнеспособности салона красот.

Ошибка № 4. «Душ через дорогу»

Разрабатывать планировочное решение будущего ПИК должен технолог салонного бизнеса, ведь в данном случае недостаточно знания действующих СанПиН. Тем более, что в красивом бизнесе действуют два СанПиНа (а иногда и больше, при организации огромных многопрофильных центров), что порождает массу сложностей. Каждое рабочее место предназначено для проведения определенного спектра услуг, а значит, должно быть организовано с учетом всех специфических особенностей их проведения.

Ошибка: Незнание нюансов различных методик приводит к тому, что появляется, так называемый, «душ через дорогу» в том смысле, что в кабинете, где проводятся массажи и обертывания не имеется душевой кабины, поскольку она располагается в соседнем кабинете, куда можно попасть, только минуя зону рецепции.

Ошибка № 5. Стихийность противоречит стабильности

Экономия пространства, ограниченность денежных средств, а подчас и элементарная безграмотность приводят к тому, что оснащение рабочих мест мебелью, вспомогательными инструментами и оборудованием производится по остаточному принципу, в надежде «доделать-докупить-достроить» после открытия. А в итоге получаем стихийно и нелогично организованные рабочие места, неприемлемые как для Клиентов, так и для специалистов. Непродуманная организация рабочих мест делает практически невозможным соблюдение Стандартов общения с Клиентами, проведения процедур и т.д.

Если специалист готовится к процедуре обертывания, то где ему готовить маску — на широкой поверхности лаборатории или на подоконнике? А Клиенту, отправляясь в душ после процедуры, переодеваться на глазах у специалиста или за ширмой, организованной для его удобства?

Ошибки: Зачастую в таких стихийно организованных салонах красоты все перепутано: лаборатория либо вовсе отсутствует, либо перенесена к входу в кабинет, место для переодевания оказывается в его глубине, а зона для продажи косметики располагается таким образом, что у Клиента за все время процедуры нет ни единого шанса обратить на нее внимание.

Стихийная организация ведет к стихийной посещаемости, низкий сервис препятствует появлению лояльных клиентов, а значит, и формированию постоянной клиентской базы. А ведь сделать все правильно стоит ровно столько же, сколько и неправильно.


Ошибок, возникающих в ходе «стихийного» создания салона красоты, и влекущих за собой низкий сервис, низкую посещаемость, низкий процент лояльности клиентов и низкую доходность, гораздо и гораздо больше. Ведь Концепция бизнеса включает в себя массу параметров:

  • количество рабочих мест, спектр услуг, позиционирование, уровень цен, класс предприятия, целевая аудитория, уровень оборудования, квалификация персонала, дизайн и т.д. Все эти момент взаимосвязаны и определяют друг друга.

Как не пропустить мелочь, которая может привести к краху бизнеса? Есть два возможных пути:

  • работать на свой страх и риск, постоянно накапливая свой опыт и знания
  • обратиться к профессионалам, сэкономив денежные и временные ресурсы и защитив себя от непредвиденных последствий ошибок, допущенных в начале пути.

Только расписав свою Концепцию бизнеса, можно приступать к математическим расчетам, составлению бизнес-план, а скорее даже ТЭО. Ведь часть, касающаяся обоснования проекта и его описания – это и есть Концепция Вашего бизнеса.