Особенности франчайзинга

Как правило, познакомившись (в первом приближении) со всеми премудростями косметологического бизнеса, начинающий руководитель или владелец приходит в ужас, понимая: «Нельзя объять необъятное».

Чтобы бизнес успешно развивался, нужно четко отделить свои знания и способности от того, чего не знаешь и не умеешь, окружив себя грамотными специалистами. Но это только полдела, потому что свою команду надо еще вести, направлять и контролировать. А для этого нужны знания. Первый вариант – это постоянно учиться на своих ошибках, постепенно накапливая опыт и знания. Второй вариант – купить чужой многолетний опыт и знания.


Франчайзинг - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) право на использование бизнес-модели, товарного знака компании, ноу-хау, маркетинговых приемов, технологии продаж и т.д., за определенное вознаграждение.


Франчайзинговая программа больше других подходит тем, у кого совсем мало опыта в предпринимательстве, зато есть желание быстро и с минимальными потерями времени и денег открыть новый бизнес. Риски новичка сведены к минимуму, ведь покупатель франшизы получает полный обучающий курс и помощь на каждом этапе - от проектирования до раскрутки. Франчайзинг позволяет избежать типичных ошибок, которые допускаются не только на начальной фазе организации бизнеса. По сути, в этой схеме новичок получает продуманную и проверенную концепцию, которая позволяет начать и затем эффективно вести бизнес.

История отечественного франчайзинга салонов красоты началась в 1993 году, когда в России открылся первый российский салон под маркой Jean-Claude Biguine. Однако по прошествии почти 20 лет общее количество салонов красоты, открытых путем приобретения франшизы, пока не так велико.

Особенности развития индустрии красоты и франчайзинга в России:

  1. Доля сильных игроков в индустрии красоты по сравнению с рынком быстрого питания и розницей одежды, для которых характерно наличие сильных сетевых компаний, довлеющих над остальными игроками, не превышает 20% рынка. Пока салоны конкурируют не за потребителя, а за сотрудников.
  2. Противоречивость структуры - индустрия красоты охватывает разные сферы воздействия на человеческое тело (имиджевое направление, косметология, СПА, фитнес), совмещение которых внутри одного предприятия часто влечет не только раскол аудитории, но и разлад управленческих стратегий.
  3. Отсутствие (в силу молодости рынка) внятной теоретической и методической базы, осмысляющей технологии этого бизнеса. Не существует единых стандартов работы, которые могли бы быть справедливыми для всех типов предприятий индустрии красоты, отсутствует регулярный менеджмент как в области подбора персонала, так и в области привлечения клиентов, продвижения услуг. Эти технологии еще только складываются.
  4. Один из основных принципов франчайзинга – жесткое следование Системе, заявленной бизнес-концепции. Предприятие франчайзи должно быть аналогично своему прообразу (предприятию франчайзера), ведь только так можно гарантировать, что данная бизнес-модель будет успешной. Франшиза, с одной стороны, предлагает стандарты и технологии, которых так не хватает данному рынку. Но, с другой стороны, салонный бизнес до сих пор воспринимается в первую очередь как проявление творческого потенциала, а не средство зарабатывания денег.
  5. Уровень узнаваемости брендов в салонном бизнесе в разы ниже, чем, например, в сфере быстрого питания и розничной торговли. До сих пор Клиенты идут на мастеров, а не на бренд Предприятия.
  6. Отсюда вытекает еще одна особенность – большая зависимость от человеческого фактора. Возникает вопрос: «Как оправдать уникальность и успешность технологии, если мастер нахамил Клиенту или неграмотно выполнил процедуру»?

Тем не менее отрасль быстро прощается с детством, и бизнес становится интересным для серьезных инвесторов. Отрасль активно развивается, прирастая ежегодно сотнями новых салонов красоты. Несмотря на то что выбор у желающих купить франшизу на beauty-рынке небольшой, он все же есть. Компании-пионеры уже формализовали свои предложения и получили на этом поприще первый опыт.

Франчайзинговые предложения на рынке красоты:

Уровень специализации

Имиджевое направление

Медицинское направление

Многопрофильные Салон красоты: «Априори» Медицинский центр:
«Клиника доктора Ионовой»
«Ниармедик»
«ЛЕЧУ»
Специализированные Имидж-студия:
«Персона Lab»,
«Go Coppola»,
«Jacques Dessange»,
«Точка красоты»,
«Jean-Claude Biguine»
Косметология:
«Эстети»
Узкопрофильные Маникюрная студия:
«Funky Nails»,
«ПАЛЬЧИКИ»,
Студия моментального загара:
«Лос-Анджелес»
«GLAMGO!»
Студия загара:
«SunPeople»
Центр лазерной и фотоэпиляции:
«DepilConcept»,
«LinLine»,
«Клеопатра»
Медицинская лаборатория:
«Инвитро»,
«Гемотест»,
«СИТИЛАБ»,
«KDL»,
«АМД Лаборатория» - лечение
и оздоровление волос и кожи головы

Как сделать выбор? Несколько советов:

  • Одна из ключевых тенденций индустрии красоты – специализация – центры, оказывающие определенный вид услуг или рассчитанные на определенный сегмент аудитории, ориентированные на новые технологии или уникальные услуги в узком сегменте. Их конкурентное преимущество – высокое качество в выбранной специализации.
  • Простота стандартизации и формализации бизнеса. Например, уровень стандартизации выше в косметологии, подчиняющейся медицинским нормам и правилам, чем на предприятиях с эксклюзивными авторскими методиками и индивидуальным подходом к Клиенту.
  • Доверие в первую очередь, к бренду, к используемых технологиям, оборудованию, а не привязанность к рукам и авторской методике оказания услуг.
  • На что обращать внимание при выборе франшизы? Опыт работы и репутация компании, количество тех, кто уже купил франшизу до вас, стоимость франшизы, какой сервис предоставит вам партнер за ваши деньги.

«Красивый» бизнес в России с каждым днем пользуется все большим и большим спросом. Открываются новые салоны красоты, СПА, студии загара, медицинские центры, велнесс – клубы и т.д. Доходность предприятий индустрии красоты повышается и для этого имеются все необходимые условия: наличие сильных брэндов, обладатели которых имеют все возможности стандартизировать свой бизнес, а также рост спроса, привлекающий новых предпринимателей и инвесторов.

Франчайзинг - один из самых надежных способов выхода на любой рынок – и дешевле создания бизнеса с нуля, и рисков меньше. Для салонного бизнеса преимущества франчайзинга еще более очевидны, ведь франшиза – это зарекомендовавшие себя стандарты и технологии, которые так необходимы индустрии красоты.